Воскресенье, 29.06.2025, 05:14
Приветствую Вас Пасажир

Небо Без Границ

Главная » Статьи » Был такой Самолёт..

[И-153]
И-153 - истребитель "ЧАЙКА"


Название этого маневренного истребителя навеяно формой верхнего крыла, напоминавшего в очертаниях парящую птицу. Такое решение для улучшения обзора из пилотской кабины конструктор Н. Поликарпов применил еще на истребителе И-15, который в 1933 году выкатили из сборочного цеха завода.

Машина развивала скорость 370 км/ч и показала отличную - по сути, рекордную - маневренность. А через два года пилотируемый летчиком-испытателем В. Коккинаки истребитель установил официальный рекорд высоты - 14 575 м. Хорошо вооруженный биплан оказался боеспособным самолетом. Когда началась война в Испании мощь его 7,62-миллиметровых пулеметов на себе испытали франкистские "фиаты" и "капрони". В 1934 году в воздух поднялся истребитель И-15-бис с более мощным мотором, который позволил машине нести даже 100-килограммовую бомбовую нагрузку. Верхнее крыло биплана утратила изогнутость и крепилось не к фюзеляжу, а стойками к нижней плоскости. Пилот, сидевший чуть позади крыла, уже не видел ту часть неба, которую оно закрывало.

Не случайно на последней модификации поликарповского биплана И-153 крыло вновь обрело форму "чайки".

Сам истребитель, сохранив облик И-15, по летным характеристикам опередил не только прототип, но и многие аналогичные машины мира.

В те времена скоростная авиация только зарождалась, и конструкторы, работая над новой машиной, лишь прицеливались к достоинствам убирающегося шасси.

"Чайку" задумали сравнительно скоростной машиной, поэтому конструкторы прибегнули к этому способу уменьшения воздушного сопротивления самолета. И-153 - единственный в мире биплан с убирающимся шасси. Новый истребитель оказался грозным оружием. Советские летчики, дравшиеся с японцами на Халхин-Голе, применяли остроумную тактику. Приближаясь к району боевых действий, они намеренно выпускали шасси в расчете на то, что враг примет "Чайку" за устаревший И-15. Атака была молниеносной - с убранным шасси истребитель развивал скорость 450 км/ч. В этих же боях впервые использовались реактивные снаряды РС-82, которые особенно эффективно поражали сразу несколько самолетов.

И-15-бис, а затем И-153 были "летающими лабораториями" для испытания первых в СССР реактивных двигателей. В конце 30-х годов под руководством А.Щербакова исследовалась возможность установки на винтомоторных боевых самолетах прямоточных ВРД.

С декабря 1939 года по июнь 1940-го И-15-бис с двумя дополнительными ПВРД конструкции И.Меркулова совершил 54 испытательных полета. В 1940 году эксперименты продолжались с "Чайкой". С помощью легких труб ПВРД скорость полета возрасла на 51 км/ч.

Век последнего боевого биплана оказался удивительно долгим. В тяжелом 1941 году "Чайки" успешно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Истребитель был настолько проворным, что, управляемый опытным пилотом, мог отстоять свою честь в бою с более скоростными истребителями - монопланами люфтваффе.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Размах крыла
10,20 м

Площадь крыла
21,8 кв. м

Длина самолета
6,18 м

Взлетный вес
1858 кг

Вооружение
4 пулемета 7,62-мм; бомбы: 2X50 кг, 4Х25 кг или 6 реактивных снарядов РС-82

Бронирование
9-мм брон. плита позади пилота

Двигатель
М-62, 1000 л. с.

Потолок
10 700 м

Максимальная дальность полета
(с дополнительными баками)
945 км

Категория: Был такой Самолёт.. | Добавил: Ил-2 (29.05.2011)
Просмотров: 1483 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Ил-2  
1
Статью можно обсудить здесь: http://airbaisic.ucoz.ru/forum/12-23-137-16-1306685370

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Формуляр входа
Категории раздела
Был такой Самолёт.. [3]
О самолетах которые Уже почти не летают..
Мои статьи [3]
На Осколках сверхдержавы [5]
Про Новые Русские самолеты, которые крепко стаят на земле !
Поиск
Наш опрос
Как вы думаете когда в в ВВС России поступяп истребители ПАКФА ?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0